История

Творческий портрет хора БГАМ – это множество ярких и индивидуальных «лиц». Они такие разные, непохожие друг на друга: высокие и пониже, светлые и потемнее, спокойные и с характером…  Да, да! Все мы разные, как и наши голоса, но все мы увлечены одним общим делом и от каждого из нас зависит, насколько качественным будет результат нашей общей работы. Каждый из нас вкладывает в эту работу частичку своего таланта, своих умений, своих чувств и эмоций, чтобы потом сказать: «Это мы!». Потому что «мы» – это наш коллектив, «мы» – это ХОР

С чего же началась наша история и кто стоял у истоков? Ответ на этот вопрос важен не только для музыковедов и критиков. Мы сами, как благодарные потомки, обязаны знать, чтить и передавать младшим поколениям имена тех, кто заложил фундамент для, тогда еще, маленького домика, который сейчас справедливо может претендовать на звание небоскреба.

Одним из первопроходцев среди руководителей дирижерско-хорового факультета тогда еще консерватории был  Иосиф Германович Бари. В то время мы еще не были самостоятельными: небольшое количество хоровиков на тот момент еще не могло претендовать на то, чтобы назвать себя хором. Поэтому хоровой коллектив был общеконсерваторским, то есть в него входили представители всех факультетов. Совмещая руководство факультетом с должностью художественного руководителя хоровой капеллы БССР,  Иосиф Германович всячески способствовал совместным концертным выступлениям с участием нашего хора и капеллы. Уже тогда каждый хорист имел возможность почувствовать себя артистом.

Продолжателем заложенных традиций явилась выпускница Московской государственной консерватории Л.М.Шварц. Более того, она постоянно привлекала к хормейстерской деятельности наших студентов-хоровиков. Благодаря этому каждый студент мог попробовать себя в роли хормейстера, предложить свой вариант исполнения произведения, а также отработать дирижерские приемы в практической работе с хором.

Первым концертным выступлением наших студентов в качестве артистов хора за пределами БССР была I Декада белорусского искусства и литературы в Москве. В числе руководителей хоров от республики были уже известные нам И. Г. Бари и  Л. М. Шварц.

Нельзя не вспомнить еще одного талантливого руководителя, ученика Павла Григорьевича Чеснокова, Николая Федоровича Маслова. Он пополнил педагогический состав консерватории в 1940 году и был одним из немногих, кто продолжил работу и в тяжелые послевоенные годы. Начиная с этого момента, руководителем кафедры почти 20 лет был воспитанник Ленинградской консерватории, заслуженный деятель искусств БССР, дирижёр театра оперы и балета БССР, профессор Илья Александрович Гитгарц. Это был один из сложных периодов в нашей истории. Тогда, в 1947 году, активное участие в подготовке к госэкзаменам первых послевоенных выпускников принял главный хормейстер Большого театра оперы и балета БССР, доцент Г. Петров. Общими усилиями объединенный коллектив достойно исполнил достаточно сложную программу: фуга из «Мессии» Г. Генделя, «Улица волнуется» А. Давиденко, отрывки из кантаты А. Богатырева «Белорусским партизанам» и др. В этот трудный период, когда нам были так необходимы новые кадры, на кафедру приходит Анна Павловна Зеленкова. Благодаря Анне Павловне установился контакт с Ленинградской консерваторией, выпускницей которой она была. В результате расширился учебный хоровой репертуар; у нашего коллектива появилась возможность исполнять «свежие» сочинения не только белорусских, но и композиторов РСФСР, что так же позволило познакомиться с новыми приемами композиторского письма, с разными стилями и жанрами и вырабатывать новые методы работы над ними. Работа на хоровом классе становилась все более увлекательной и интересной. Возможно, именно это способствовало увеличению числа студентов на хоровой кафедре. Наши вокальные возможности расширялись и со временем стали организовываться хоровые репетиции непосредственно факультетского хора. Но ведущая роль по-прежнему принадлежала общему хору консерватории.     Пока еще совместные госпрограммы тех лет помимо сочинений a cappella включали масштабные формы – сцены из опер, части ораторий и кантат. Однако первые шаги на пути к «самостоятельности» были сделаны. И вот, наконец, в конце 50-х годов наш факультетский хор становится единственным исполнителем на госэкзаменах по дирижированию. Вместе с исполнительским мастерством повышается уровень сложности репертуара, усиливается внимание к пению a cappella, «как к высшей форме хорового исполнительства».

Все это было бы не возможно, если бы в 1956 году на кафедру не был приглашен выпускник Литовской консерватории, ученик К. Кавяцкаса, выпускник аспирантуры Московской консерватории под руководством А. Свешникова, Виктор Владимирович Ровдо (1921-2007). Переоценить его вклад в творческий рост коллектива не представляется возможным. Народный артист СССР, кандидат искусствоведения, профессор, Виктор Владимирович вывел на новый уровень хоровое исполнительство не только в отдельно взятом ВУЗе, но и во всей республике в целом. С приходом профессора (именно с таким почтением к нему обращался «и стар и млад») роль хорового класса существенно возросла: в репертуаре постоянно появлялись новые сочинения, вырабатывались новые приемы работы над ними. В результате студенты с большим интересом включались в репетиционный процесс. Продуктивная работа способствовала росту уровня исполнительской культуры. Такими темпами наш факультетский хор из учебного превратился в профессиональный коллектив, который своим отточенным мастерством стройного и ансамблевого пения, а так же высокой певческой культурой поражал не только местную публику, но и слушателей всего Советского Союза. В частности в 1978 году коллектив стал обладателем высшей награды зонального конкурса хоров в Таллине.

Среди достижений этого времени также были выступления Объединенного хора Белорусской государственной консерватории и Белорусского телевидения и радио   под руководством В.В. Ровдо. Более того, таким двойным составом мы гастролировали по городам Белоруссии, Украины и Прибалтики. Репертуар отличался многоплановостью и разнообразием: исполнялись как крупные вокально-симфонические циклы, так и камерные сочинения a cappella. Сотрудничая со многими композиторами, хор часто являлся первым почетным исполнителем авторских сочинений. Так, в творческом содружестве были исполнены три произведения А. Флярковского – «Песни, вырвавшиеся из ада», «Ленинградская тетрадь» и «Ave Maria» (на стихи М. Танка). Плодотворной был творческий тандем  и с белорусскими композиторами. За счет этого хор пополнил свой репертуар кантатами Н. Аладова, Е. Глебова, И. Лученка, обработками А. Богатырева, Г. Пукста, Ю. Семеняко, Д. Смольского, А. Мдивани, Л. Захлевного. В 70-80е годы была заложена еще одна прекрасная традиция – начали устраиваться первые конкурсы хоровых дирижеров. Таким образом, студенты, поющие в хоре, не только получали высокие певческие навыки, но и шлифовали свое мастерство в практической работе с хоровым коллективом, прикасаясь к лучшим образцам мировой хоровой культуры.

Маленькими, но уверенными шагами наш консерваторский хор двигался к своей первой, самостоятельно взятой вершине. В 1995 году коллектив получил «Gran Prix» на Первом международном конкурсе музыкальных вузов СНГ и Европы в Кишиневе (Республика Молдова). Эта победа стала первой «золотой медалью» в копилке хора. Что же было дальше? Дальше были часы целенаправленной совместной работы и постоянное повышение исполнительского мастерства и, как результат, новые фестивали, новые конкурсы и новые победы. Среди них три «золотых диплома» и легендарный «Оскар» на II Международном конкурсе хоров в Дармштадте, «Gran Prix» на XVI Международном фестивале церковной музыки в Хайновке, «Gran Prix» на Международном фестивале «Магутны Божа» в Могилеве.

Виктор Владимирович был мастером своего дела. Он находился в постоянном поиске новых приемов работы, соответствующих разнообразию стилей хорового письма, их принадлежности к определенной эпохе и культуре. Более того, за годы работы с коллективом, профессором была выработана особая техника управления хором. Она сводилась к минимальному задействованию  языка  жестов и максимальному психологическому контакту с каждым певцом. При визуальном восприятии казалось, что хор живет с дирижером единым организмом. Будучи неизменным руководителем студенческого хора БГАМ (1963-2007), Виктор Владимирович Ровдо добился признания не только в Беларуси, но и в странах зарубежья: многочисленные гастроли, конкурсы, фестивали, мастер-классы… О хоре говорили, о хоре писали, у хора учились. Традиции, заложенные профессором, живут в коллективе и по сей день. Их берегут и чтут не только непосредственные ученики профессора, но и те, кому хоть раз доводилось работать с ним. В ноябре 2008 года для концерта светлой памяти В.В. Ровдо наш студенческий коллектив подготовил хоровой концерт А.Киселева «Русская свадьба» в хореографической постановке и посвятил его исполнение Виктору Владимировичу, а также выпустил диск с видеозаписью этого выступления.

Нет Ответов

Добавить комментарий